петък, 7 март 2008 г.

Теория о сильных людей и ее крушение... Преступление и наказание


Бесчеловечная теория о сильной личности зародилась в обстановке, в которой вынужден был обитать главной герой романа – Родион Романович Раскольников. Он “бывший студент”, оставил учебу из-за нехватки денег, живущий в каморке.
Рисуя жалкий мир петербургских трущоб, писатель прослеживает как зарождается в сознании героя страшная теория, как она завладевает всеми его мысльми, толкая на убийство. Деньги, полученные таким путем, студент хочет упортебить на благие цели: закончить курс в университете, помочь матери и сестре,уехать за границу и “потом всю жизнь быть честым, твердым, неуклонным”. В романе Достоевского сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами.
Раскольников пишет статью, в которой излагает свою теорию “обыкновенных людей” и “людей, имеющих дар или талант сказать в среде свое новое слово”. И эти “особые” люди могут не жить по общим законам, они имеют право совершить преступления ради выполнения своей благой цели, ради “разрушения настоящего во имя лучшего”. В воспаленной мозгу Раскольникова рождается теория, согласно которой все люди делятся на “право имеющих” и “тварей дрожащих”, которые должны подчиняться сильнейшему. Обыкновенные люди, названные “муравейник”-лишь существа предназначенные для воспроизводства себеподобных. “Необыкновенные”-это люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они не только могут, а обязаны уничтожать все и вся по своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству.

Раскольникова волнует вопрос “вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею?”. Обладая аналитическим умом и болезненным самолюбием он причислил себе к “сильным” людям и следуя своей теории, задумал убить жадную старуху-процентщицу. Несмотря на то, что Раскольников оправдывал этот замысел своей теорией, он не сразу решается на убийство. В душе героя происходить жестокая внутренняя борьба. С одной стороны, он уверен в истинности своей теории, с другой-не может переступить через собственную совесть. Последнее он считает слабостью, которую необходимо преодолеть. Он решается на преступление, с целью “проверить себя”, способность “перешегнуть через кровь”. Преступление, которое совершил Раскольникова-это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Он совершил его сознательно, переступил через свою человеческую натуру, переступая через самого себя. С того момента, когда отпустил топор на головы старухи и Лизаветы, для него начались нравственные страдания.
Достоевский исследует мысли, чувства, переживания героя. Раскольников охвачен чувством страха. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. Но это было не раскаяние, а сознание собственного отчаяния, бессилия, мучителькое чувство “разомкнутости и разъединенности с человечеством”. Раскольникову “вдруг стало совершено ясно и понятно, что...уже ни о чем больше, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить”. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог. Даже скрытный и гордый человек, как Раскольников, не может жить без общения. “Мать, сестра как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?”. Человеческая натура его здесь наиболее столкнулась с его нечеловеческой теорией. Несмотря на страдания и муки, он по-прежнему верить в своей теории, разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания.
Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признававшийся ей в своем преступлении. “Я не старуху убил, я себя убил”-признался он Соне.

Наверное Родион видел в ней союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как зарабатывать на жизнь “желтым билетиком”, несмотря ни на мно, не ожесточилась, не очерствела душой, не потеряла свое человеческое лицо. Соня сильнее Раскольникова. В страшных, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и високонравственным человеком. Она убедила Раскольникова покаяться. Его отправляют на каторгу , а Сонечка следует за ним.
Главный герой отказывается от своей теории и понимает, что счастье не может быть построено на преступлении. Идея героя о праве сильного на преступление оказалось абсурдной. “Закон, правда и человеческая природа взяли свое”-написал Достоевский.


Няма коментари: